Это делается в соответствии с указом президента Беларуси Александра Лукашенко, который был подписан 29 марта 2023 года, и вступает в силу с 1 марта 2024 года.

С этой даты представители силовых структур, включая работников прокуратуры, органов государственной безопасности и внутренних дел, Комитета государственного контроля, оперативно-аналитического центра и Следственного комитета, получат расширенный доступ к сведениям о безналичных платежах, совершаемых гражданами Беларуси. Необходимость данного нововведения, по словам чиновников, обусловлена усилением борьбы с мошенничеством в банковской и денежно-кредитной сферах.

Документом предусмотрено, что по решению Генеральной прокуратуры представители Комитета госконтроля, Следственного комитета и Министерства внутренних будут вправе приостановить расходные транзакции по банковскому счету на срок до 10 дней (то же самое касается электронных кошельков, вкладов), если у сотрудников правоохранительных органов будут основания полагать, что совершается противоправное деяние.

Как заявил заместитель председателя Нацбанка Беларуси Дмитрий Калечиц, с помощью данного новшества силовики смогут оказывать противодействие совершению незаконных платежных операций. Чиновник подчеркнул, что до 1 марта 2024 года банки должны ввести в эксплуатацию специальные системы проверки, с помощью которых будут распознаваться подозрительные платежные транзакции. Информацию планируется направлять в специальную базу, к которой силовики будут иметь круглосуточный доступ.

Все сведения о нарушениях правил безопасности и прочих подозрительных инцидентах в сфере информационной защиты будут предоставляться с помощью специально разработанной автоматизированной системы в круглосуточном режиме. Национальным банком Республики Беларусь будет организовано полное информационное взаимодействие между работниками силовых структур и поставщиками платежных услуг по обмену данными о подозрительных денежных операциях.

Представители Нацбанка убеждены, что подобная схема взаимодействия позволит сотрудникам правоохранительных органов и финансово-кредитных учреждений более эффективно бороться с кибермошенничеством.