Зарегистрировать ИП на самом деле несложно, если вы правильно подготовитесь к данной процедуре. Обойти все бюрократические преграды, грамотно оформить документы и избежать потерь времени поможет полная пошаговая инструкция составленная специалистами финансового портала CreditPortal.by. Мы постарались осветить все аспекты данного процесса: где, сколько стоит и что нужно чтобы открыть ИП, а также привели ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие у будущих предпринимателей.


Вид деятельности

Для начала необходимо определиться с видом деятельности. Важно выбрать его правильно, поскольку от этого зависит процесс открытия ИП и схема налогообложения. Может оказаться, что вам и вовсе не нужна регистрация.

Для вида деятельности, требующего обязательной регистрации, загляните в Общегосударственного классификатора ОКРБ 005-2011, чтобы узнать его код (пятизначный номер). Это официальный документ, где приведены номера и описание всех видов работ, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели. Например, 47910 – розничная торговля путем заказа товаров по почте и через сеть Интернет.

Регистрация ИП не требуется для репетиторов, переводчиков, фотографов, ведущих мероприятий и т.д. На данный момент в данный список входит 30 позиций, но в будущем, по заявлению МНС, их количество будет увеличиваться.

Подробнее о ведении бизнеса без оформления ИП читайте в нашем материале "Свое дело без регистрации".


Выбор регистратора

До недавнего времени открывать ИП разрешалось только в исполкоме по месту регистрации (для жителей Минска таковым является Мингорисполком). Но с 26 февраля 2018 года это возможно сделать и через нотариуса, предоставив ему полный комплект документов в электронном виде.

В случае обращения за услугами к нотариусу госпошлина для регистрации не уплачивается. За направление нотариусом электронных документов для госрегистрации уплачивается нотариальный тариф, который ниже размера пошлины.

Подробнее об открытии ИП через нотариуса читайте в нашем материале "Регистрация ИП нотариусом".


Документы для регистрации

Для регистрации ИП вы должны подготовить следующий пакет документов:

  • Составленное по официальной форме заявление (бланк сотрудниками исполкома не предоставляется).
  • Паспорт или вид на жительство.
  • Фотография 3х4 или 4х5.
  • Подтверждение уплаты госпошлины (не предоставляется, если для оплаты была использована система ЕРИП).

Оплата государственной пошлины

Размер платежа составляет 0,5 базовой величины. Согласно Налоговому кодексу (п. 8 ст. 257), для некоторых категорий предпринимателей оплата госпошлины не нужна. К ним относятся:

  • лица, получающие среднее общее, специальное или высшее образование (проходящие обучение на дневной форме);
  • лица, являющиеся безработными и находящиеся на учете в органах занятости или социальной защиты;
  • лица, закончившие обучение (дневная форма) в ВУЗе менее, чем за год до открытия ИП.

В остальных случаях оплата государственной пошлины обязательна. Осуществить данную финансовую операцию можно через кассу банка или систему ЕРИП.

Реквизиты для оплаты государственной пошлины

  • Расчетный счет: BY48 AKBB 3602 1010 0006 8000 0000
  • Банк: ОАО «АСБ Беларусбанк»
  • Код банка: AKBBBY2X
  • УНП: 101530339
  • Код платежа: – 03002
  • Получатель платежа: Главное управление Министерства финансов по г. Минску
  • Назначение платежа: Государственная пошлина за государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя ФИО

Факт уплаты государственной пошлины через кассу банка подтверждается квитанцией банка.

Для проведения платежа посредством ЕРИП в пользу Мингорисполкома необходимо:

  1. Войти в АИС «Расчет» (ЕРИП).
  2. Выбрать последовательно вкладки: г. Минск Суды, Юридические услуги Регистрация юридического лица и ИП Минский горисполком (ГУЮ) физические лица Регистрация ИП

    Либо в поисковой системе ЕРИП ввести номер услуги 4466971

  3. По выбранной услуге ввести УНП (идентификационный номер плательщика) физического лица и сумму платежа
  4. Совершить платеж

В случае оплаты гос. пошлины через ЕРИП документ, подтверждающий оплату, в Мингорисполком не представляется.

Если вы не знаете свой УНП физ. лица перейдите на наш материал "УНП физического лица".


Подача документов

Собрав все необходимые документы, вы можете лично отнести их в Мингорисполком или отправить через Интернет, воспользовавшись сайтом Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Прием документов у будущих предпринимателей осуществляется по адресу пр-т Пушкина, 42. Очередь формируется с помощью электронного терминала. Но занять ее лучше с самого утра, чтобы вы гарантированно успели попасть на прием.

Чтобы подать бумаги на открытие ИП через Интернет, необходимо зарегистрироваться на сайте ЕГР, для чего вам понадобится ключ электронной цифровой подписи. Заказать его можно в Национальном центре электронных услуг. Стоить составляет 78 руб. 74 копейки. Подробнее про регистрацию ключей ЭЦП читайте в нашем отдельном материале "Ключи электронной цифровой подписи".

Зарегистрировавшись на веб-портале ЕГР, заполните электронную анкету-заявление на открытие ИП, прикрепите к ней фотографию и сканы остальных бумаг. Как только документы дойдут до регистрирующего органа, вы будете проинформированы об этом посредством электронного подтверждения их приема.

Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя также будет предоставлено вам в электронном виде через Интернет.

Подробнее про самостоятельную регистрацию ИП через сайт ЕГР в нашем отдельном материале "Регистрация ИП онлайн".

Таким образом с учетом необходимости покупки ключа ЭЦП вариант самостоятельной подачи документов через сайт ЕГР не совсем выгоден с экономической точки зрения. Да и "онлайн" регистрация не совсем соответствует своему названию, ведь для получения ключа все равно придется посетить гос. учреждение.


Получение свидетельства и извещений

Свидетельство о государственной регистрации ИП выдается сразу же на месте после подачи документов.

Автоматически происходит постановка ИП на учет в РУП «Белгосстрах», ФСЗН и ИМНС. Получить соответствующие извещение можно по истечении 5 рабочих дней после прохождения процедуры регистрации.

Так что если вам не нужно срочно получить свидетельство, то логично будет забрать все документы за один раз через 5 дней.


Изготовление печати

По закону, индивидуальные предприниматели могут иметь печать или обходиться без нее. В первом случае она используется для подтверждения подписи. Во втором – рядом с подписью в официальных бумагах необходимо писать БИ, что означает «без печати».

Большинство начинающих предпринимателей склоняются к тому, чтобы заказать изготовление печати. Обходится она, как правило, не дороже 60 рублей, а срок изготовления составляет от нескольких часов до одних суток.

Для изготовления печати вам нужно при себе иметь паспорт и свидетельство о государственной регистрации.


Открытие расчетного счета в банке

Для открытия расчетного счета в банке необходимо написать соответствующее заявление и предоставить копию свидетельства о государственной регистрации (без нотариального удостоверения). Кроме того, вам понадобится паспорт и печать (если она есть).


Книга учета проверок, книга замечаний и предложений

Купить книгу замечаний и предложений можно в одном из киосков сети издательства «Белбланквыд», которые работают на территории отделений Инспекции Министерства по налогам и сборам. Книга проверок также продается в издательстве, но она требует обязательной дополнительной регистрации в ИМНС. Для этого обратитесь в «Одно окно» в своей налоговой.

Стоимость:

  • Книга замечаний и предложений — 4 бел. руб.
  • Книга учета проверок — 1,9 бел. руб.

Для получения книги замечаний и предложений необходимо предоставить:

  • Подтверждение оплаты (оригинал и копия документа).
  • Паспорт (оригинал и копия).
  • Сведения об адресе места нахождения книги (документ должен содержать следующие сведения: УНП, наименование получателя, адреса места нахождения книги, ФИО и подпись ИП, печать (при ее наличии). Скачать образец.

Реквизиты для оплаты (для г. Минск):

  • Расчетный счет: BY04 AKBB 3602 9110 1000 4000 0000
  • Банк: ОАО «АСБ Беларусбанк»
  • Код банка: AKBBBY2X
  • Код платежа: – 5521
  • Наименование бенефициара: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску
  • Назначение платежа: Поступление средств от реализации книг замечаний и предложений
УНП
бенефициара
Налоговый орган,
контролирующий оплату
100064600ИМНС Заводского района
100059879ИМНС Ленинского района
100061548ИМНС Московского района
100061576ИМНС Октябрьского района
100062041ИМНС Партизанского района
100062516ИМНС Первомайского района
100060276ИМНС Советского района
100944011ИМНС №1 Фрунзенского района
100060289ИМНС №2 Фрунзенского района
100064110ИМНС Центрального района

Книга учета проверок оплачивается на месте (в банк идти не нужно). Перед тем как нести заверять книгу в налоговую, ее необходимо заполнить и прошить. Так что нужно будет обзавестись всем необходимым (нитка, иголка, клей).

На обложке книги необходимо указать наименование ИП, например: "ИП Иванов Иван Иванович"

На первой странице указывается: УНП, дата, наименование, юр. адрес (для ИП юр. адрес = адресу прописки), а также когда и кем выдано свидетельство.

На последней странице необходимо указать количество листов книги (двадцать четыре), расписаться и поставить печать (если таковая имеется).

При регистрации книги в налоговой на последней странице будет проставлен штамп ИМНС.


Налогооблажение

Тип налогообложения во многом определяется видом деятельности. Об этом должен знать каждый предприниматель. Если для вашего вида деятельности не определен конкретный тип налогообложения (например, единый налог), то вы вправе выбирать его самостоятельно. В этом случае индивидуальные предприниматели чаще всего выбирают упрощенную систему налогообложения (либо с НДС, либо без НДС).

В течение 20-ти рабочих дней с момента госрегистрации вам необходимо подать извещение в налоговую о применении УСН, в противном случае к вам будет применена общая система налогообложения, сменить которую вы сможете только в конце текущего года.

Подробнее про УСН читайте в нашем материале "Упрощенная система налогообложения для ИП"


Кассовые суммирующие аппараты

Для обращения с наличными деньгами индивидуальному предпринимателю, как правило, требуется кассовый суммирующий аппарат. О том, в каких ситуациях можно обойтись без этого оборудования, прописано в постановлении Совета министров РБ и Нацбанка №924/16 от 06.07.2011. Все необходимые постановления и нормативные документы связанные с приемом наличных денег доступны на сайте Министерства по налогам и сборам.

Строгие требования предъявляются также к выбору КСА. Предприниматели могут использовать только те модели, которые занесены в специальный реестр. Чтобы не ошибиться с выбором, обратитесь за консультацией к сотрудникам компании, реализующей данное оборудование. Они, как правило, помогают также зарегистрировать КСА в ИМНС.


Лицензирование

Перечень всех видов деятельности, требующих обязательного лицензирования, утвержден указом президента РБ No450 от 01.09.2010. В него входит оказание юридических услуг и услуг перевозчиков (такси), работа ломбардов и т.д. Обязательно ознакомьтесь с данным документом, прежде чем открывать собственное дело.


Регистрация в Торговом реестре или в Реестре бытовых услуг

Регистрация является обязательной (любая предпринимательская деятельность без регистрации в реестре бытовых услуг и торговом реестре запрещена) и осуществляется абсолютно бесплатно.

Регистрация в Торговом реестре обязательна для ИП, планирующих работать в сфере торговли. Для прохождения процедуры вы должны заполнить анкету-заявление и передать ее сотрудникам торгового отдела исполкома (по месту регистрации). Документ составляется по определенной форме, ознакомиться с которой можно на официальном сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Регистрация в Реестре бытовых услуг необходима в том случае, если предприниматель планирует работать в сфере обслуживания (СТО, салоны красоты, ремонтные мастерские и т.д.) Форма заявления для регистрации ИП в Реестре бытовых услуг и правила его заполнения также приведены на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли.


Вопрос-ответ

Выше были перечислены основные этапы открытия ИП. Данной инструкцией может воспользоваться каждый начинающий бизнесмен из Минска или другого города Беларуси. Но, зачастую, все равно возникают дополнительные вопросы, связанные с данной процедурой. Основными из них являются:

Начинать предпринимательскую деятельность вы можете с того момента, как у вас на руках окажется свидетельство о государственной регистрации. Но только в том случае, если для вашей деятельности вам не нужны дополнительные лицензии или другие разрешительные документы.

Как правило, ИМНС просит предпринимателя приобрести папку-скоросшиватель.

Платежи в ФСЗН не являются обязательными, если предприниматель:

  • Имеет основное место работы.
  • Является студентом дневной формы обучения.
  • Является пенсионером.
  • Получает пособие по уходу за ребенком (до 3 лет).

В данном случае действует уведомительный принцип. Изменить вид деятельности можно, но вы должны позаботиться, чтобы это отразилось на схеме налогообложения.

Согласно законодательству, помимо владельца ИП, в его штат могут войти еще трое работников. При этом неважно, являются ли они родственниками владельца или посторонними людьми.

Подобная возможность предусмотрена законодательством. Но в данном случае вы будете получать только 50% от изначальной суммы пособия.


Придерживайтесь инструкции, позаботьтесь о правильном оформлении бумаг и соблюдении всех требований законодательства. Тогда для вас не составит труда зарегистрировать и открыть ИП.

Если у вас все же остались вопросы, вы можете задать их ниже к комментариях: