Базовой величиной в Беларуси называется универсальный экономический показатель, устанавливаемый на законодательном уровне и используемый для расчета некоторых государственных начислений, пошлин, выплат.
Это номинальная величина, размер которой не привязан к одному или нескольким измерителям (например, к материальным или нематериальным объектам). В этом ее принципиальное отличие от таких показателей, как стоимость потребительской корзины или бюджет прожиточного минимума.
Базовая величина установленная с января 2022 – 32 руб.
Законодательная основа
Базовая величина действует с 2002 года, ранее вместо нее использовался показатель минимальной заработной платы.
Размер базовой величины утверждается отдельным Постановлением Совета Министров республики. Это предусмотрено Законом № 424-З (статья 16), который действует с 23 июля 2008 года.
При определении размера базовой величины учитываются рекомендации профильных учреждений и ведомств, включая Министерство экономики, Министерство труда и социальной защиты, и пр.
Как рассчитывается базовая величина
При определении размера базовой величины во внимание принимается ряд факторов, в числе которых:
- уровень инфляции;
- общая экономическая ситуация;
- бюджет прожиточного минимума;
- динамика валютных курсов;
- темпы экономического роста и др.
Специалисты анализируют динамику доходов населения, ситуацию на денежно-кредитном и финансовом рынке страны, уровень девальвационных ожиданий, а также другие факторы.
Как часто меняется базовая величина
Что касается периодичности пересмотра размера базовой величины, то это законодательством не регламентируется.
В зависимости от текущей экономической ситуации, она может оставаться неизменной в течение нескольких лет, а также неоднократно меняться в течение одного года. Инициатива корректировки базовой величины может исходить от любого профильного ведомства, но окончательное решение принимается Советом Министров.
Самый короткий (2 месяца) срок действия базовой величины был зафиксирован в период с марта по май 2003 года.
Дольше всего данный показатель являлся неизменным на протяжении почти четырех с половиной лет – с декабря 2007 года по апрель 2012 года.
Изменения базовой величины за последние годы
Дата изменения | Сумма, руб. | Нормативный акт |
---|---|---|
01.01.2022 | 32 | Постановление Совмина от 31.12.2021 №792 |
01.01.2021 | 29 | Постановление Совмина от 30.12.2020 №783 |
01.01.2020 | 27 | Постановление Совмина от 12.12.2019 №861 |
01.01.2019 | 25,5 | Постановление Совмина от 27.12.2018 №956 |
01.01.2018 | 24,5 | Постановление Совмина от 22.12.2017 №997 |
01.01.2017 | 23 | Постановление Совмина от 28.11.2016 №974 |
01.07.2016 | 21 | Постановление Совмина от 27.06.2016 №496 |
01.01.2016 | 210 000 | Постановление Совмина от 18.12.2015 №1059 |
01.01.2015 | 180 000 | Постановление Совмина от 29.12.2014 №1255 |
01.04.2014 | 150 000 | Постановление Совмина от 25.03.2014 №255 |
01.10.2013 | 130 000 | Постановление Совмина от 26.09.2013 №842 |
01.04.2012 | 100 000 | Постановление Совмина от 30.12.2011 №1785 |
Как и где используется показатель
Данный показатель в том или ином контексте упоминается более чем в трехстах законодательных и нормативно-правовых документах. Он используется для расчета следующих начислений:
- пенсии по потере кормильца, возрасту, инвалидности;
- стипендии, пособия по безработице, по уходу за ребенком, прочие социальные выплаты;
- налоги, сборы, иные обязательные платежи в местные и республиканские бюджеты, а также во внебюджетные фонды;
- пошлины за совершение действий и получение услуг в уполномоченных государственных органах (ЗАГСах, нотариальных конторах, Агентствах по государственной регистрации и земельному кадастру, Госавтоинспекции и пр.);
- штрафы и иные финансовые санкции со стороны налоговых, правоохранительных и других контролирующих органов, включая санстанцию и ГАИ;
- доплаты, премии, прочие выплаты поощрительного характера (прежде всего это касается государственных организаций).
Особенности базовой величины
Благодаря универсальности и объективности этот экономический инструмент может использоваться не только государственными структурами, но и частными предприятиями, банками, а также физическими лицами. В частности, базовая величина часто применяется в качестве альтернативы валютному эквиваленту при оценке стоимости предоставляемых услуг.
С помощью базовой величины экономистам, а также работникам финансовых и бухгалтерских служб удобно рассчитывать суммы платежей и удержаний.
При нестабильности валютных курсов, высоком уровне девальвационных и инфляционных ожиданий в обществе базовую величину можно рассматривать в качестве своеобразного индикатора, по которому можно судить о положении дел в экономике страны, о состоянии финансового рынка и пр.