Государственным долгом Республики Беларусь считается совокупность всех текущих долговых обязательств страны. Это один из ключевых экономических показателей, дающих представление о состоянии национальной экономики и платежеспособности государства. Для получения объективной картины сумма государственного долга должна рассматриваться совместно с другими финансово-экономическими параметрами (валовой внутренний продукт, объем золотовалютных запасов и пр.). Общий госдолг Беларуси складывается из внешней и внутренней задолженности.
Содержание:
Дата | Госдолг, всего | Внешний госдолг | Внутренний госдолг | |||
млн. руб. | % к ВВП | млн. долл. США | % к ВВП | млн. руб. | % к ВВП | |
01.01.2021 | 57 775,9 | 37,3 | 18 573,5 | 30,9 | 9 876,6 | 6,4 |
01.02.2021 | 59 708,0 | 38,2 | 18 307,7 | 30,7 | 11 628,3 | 7,5 |
01.03.2021 | 59 464,1 | 38,4 | 18 315,3 | 30,8 | 11 739,9 | 7,6 |
01.04.2021 | 59 320,6 | 37,9 | 18 122,9 | 30,4 | 11 762,5 | 7,5 |
Внешний долг
Под внешним госдолгом подразумевается общая задолженность государства и резидентов (промышленных предприятий, организаций, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами (нерезидентами). Он формируется за счет следующих источников:
- кредиты в инвалюте, предоставленные Беларуси или ее резидентам со стороны других государств, зарубежных субъектов хозяйствования, международных организаций;
- займы, полученные в результате размещения на международных финансовых рынках государственных ценных бумаг.
Дата | Внешний государственный долг | |
млн. долл. США | % к ВВП | |
01.01.2020 | 17132,5 | 26,5 |
01.02.2020 | 16925 | 26 |
01.03.2020 | 16854,2 | 25,8 |
01.04.2020 | 16633,8 | 25,5 |
01.05.2020 | 16640,1 | 25,7 |
01.06.2020 | 16790 | 26,2 |
01.07.2020 | 18038,4 | 28,4 |
01.08.2020 | 17771,8 | 28,2 |
01.09.2020 | 17745,7 | 28,4 |
01.10.2020 | 17574,9 | 28,5 |
01.11.2020 | 18121,1 | 29,7 |
01.12.2020 | 18150,9 | 30 |
Основными целями государственных займов, формирующих внешний долг, являются:
- покрытие дефицита госбюджета, поддержка платежного баланса;
- пополнение золотовалютных резервов;
- импорт энергоресурсов, сырья;
- реализация инвестпроектов;
- проведение реформ.
Внешнее финансирование может привлекаться для реструктуризации имеющихся задолженностей, решения неотложных социальных или экологических проблем, а также с другими целями.
Структура внешнего госдолга
Сумма задолженности складывается из нескольких составляющих, доля которых в общей совокупности может меняться как в долгосрочном, так и в краткосрочном обозрении. Основные компоненты структуры внешнего госдолга:
- задолженность промышленных предприятий, организаций, прочих субъектов хозяйствования;
- обязательства Национального банка;
- прямые инвестиции;
- долги банковского сектора;
- заимствования центральных органов госуправления.
Основная часть традиционно складывается из обязательств субъектов хозяйствования и центральных органов госуправления.
Динамика внешнего госдолга
Внешний госдолг РБ за последние три года возрос свыше, чем на 3 млрд. долларов. В октябре 2018 года данный показатель, выраженный в нацвалюте, достиг максимальной отметки за всю независимую историю Беларуси.
Дата | Внешний государственный долг | |
млн. долл. США | % к ВВП | |
01.01.2016 | 12 446,3 | 21,9 |
01.02.2016 | 12 416,3 | 22,2 |
01.03.2016 | 12 451,8 | 22,6 |
01.04.2016 | 12 974,3 | 24,1 |
01.05.2016 | 13 098,0 | 24,9 |
01.06.2016 | 13 084,1 | 25,4 |
01.07.2016 | 13 083,4 | 25,8 |
01.08.2016 | 13 293,3 | 26,7 |
01.09.2016 | 13 344,9 | 27,2 |
01.10.2016 | 13 424,1 | 27,4 |
01.11.2016 | 13 465,4 | 27,8 |
01.12.2016 | 13 518,0 | 28,0 |
01.01.2017 | 13 645,1 | 28,4 |
01.02.2017 | 13 549,3 | 28,0 |
01.03.2017 | 13 616,7 | 27,8 |
01.04.2017 | 13 579,9 | 27,4 |
01.05.2017 | 13 903,6 | 27,7 |
01.06.2017 | 13 922,7 | 27,4 |
01.07.2017 | 15 576,4 | 30,3 |
01.08.2017 | 15 596,3 | 30,1 |
01.09.2017 | 15 652,4 | 29,8 |
01.10.2017 | 16 301,3 | 30,8 |
01.11.2017 | 16 558,6 | 30,9 |
01.12.2017 | 16 553,5 | 30,5 |
01.01.2018 | 16 726,8 | 30,6 |
01.02.2018 | 15 776,3 | 28,5 |
01.03.2018 | 16 448,0 | 29,5 |
01.04.2018 | 16 422,1 | 29,1 |
01.05.2018 | 16 411,2 | 28,9 |
01.06.2018 | 16 394,8 | 28,7 |
01.07.2018 | 16 438,5 | 28,6 |
01.08.2018 | 16 547,8 | 28,4 |
01.09.2018 | 16 553,7 | 28,2 |
01.10.2018 | 16 543,7 | 28,0 |
01.11.2018 | 16 769,4 | 28,2 |
01.12.2018 | 16 797,1 | 28,1 |
01.01.2019 | 16894 | 28,2 |
01.02.2019 | 16707,4 | 27,9 |
01.03.2019 | 16681,2 | 27,8 |
01.04.2019 | 16609,4 | 27,6 |
01.05.2019 | 16671,7 | 27,6 |
01.06.2019 | 16611,7 | 27,4 |
01.07.2019 | 16689,8 | 27,4 |
01.08.2019 | 16500 | 26,8 |
01.09.2019 | 16574,3 | 26,7 |
01.10.2019 | 16528,1 | 26,4 |
01.11.2019 | 16561,8 | 26,1 |
01.12.2019 | 16596,2 | 26 |
В отдельные периоды времени отмечается незначительное сокращение внешних обязательств страны, но в целом задолженность увеличивается – даже при том, что привлекать зарубежные источники финансирования становится сложнее.
Источники погашения внешнего государственного долга
Экономическими властями страны принято решение увеличить долю недолговых источников в общей сумме средств, используемых для обслуживания внешних финансовых обязательств страны.
Значительная часть внешних долгов погашается за счет привлечения новых заимствований, в числе которых – транши ЕСФР, средства от размещения евробондов и пр. Также на обслуживание направляются пошлины от экспорта калийных удобрений, нефтепродуктов и нефти.
Внутренний государственный долг
Под внутренним долгом подразумевается задолженность государства резидентам – частным и юридическим лицам. Для компенсации бюджетного дефицита и других целей правительство страны регулярно привлекает финансы у субъектов хозяйствования и населения на условиях возвратности, платности и срочности.
Дата | Внутренний государственный долг | |
млн. руб. | % к ВВП | |
01.01.2020 | 8750,8 | 6,5 |
01.02.2020 | 8872,5 | 6,4 |
01.03.2020 | 9084,4 | 6,3 |
01.04.2020 | 10424,6 | 6,3 |
01.05.2020 | 9582,4 | 6,2 |
01.06.2020 | 9419,8 | 6,2 |
01.07.2020 | 9308,3 | 6,2 |
01.08.2020 | 9784,9 | 6,4 |
01.09.2020 | 10554 | 6,5 |
01.10.2020 | 10498,3 | 6,6 |
01.11.2020 | 10167,8 | 6,4 |
01.12.2020 | 9395,6 | 6,1 |
Внутренний долг – это денежная оценка долговых обязательств РБ, гарантированных Правительством Беларуси. Источники его формирования:
- кредиты Нацбанка;
- займы посредством ценных бумаг, эмитируемых от имени Совмина, Минфина или других уполномоченных институтов;
- гарантийные обязательства Правительства.
Чем выше внутренний долг, тем сильнее кризисные тенденции в экономике. Однако для управления данным показателем может использоваться целый ряд эффективных экономических рычагов, в числе которых:
- увеличение налоговой нагрузки на предприятия и население с целью пополнения бюджета;
- сокращение бюджетных расходов для минимизации дефицита бюджета;
- эмиссия денежных средств для проведения контролируемой инфляции;
- реструктуризация задолженности путем рефинансирования имеющихся долгов.
Увеличение внутренней задолженности считается в экономике менее опасным явлением по сравнению с ростом внешнего долга.
Динамика внутреннего долга
Внутренний долг в РБ является относительно стабильным показателем и в течение нескольких последних лет варьируется в диапазоне 9-10 млрд. рублей. В немалой степени это обусловлено тем, что его прирост лимитируется Законом о бюджете на каждый финансовый год.
Дата | Внутренний государственный долг | |
млн. руб. | % к ВВП | |
01.01.2016 | 9 744,3 | 9,5 |
01.02.2016 | 10 345,5 | 9,2 |
01.03.2016 | 11 151,8 | 9,8 |
01.04.2016 | 10 100,7 | 9,6 |
01.05.2016 | 9 490,9 | 9,5 |
01.06.2016 | 9 397,3 | 9,4 |
01.07.2016 | 9 674,9 | 9,7 |
01.08.2016 | 9 372,9 | 9,5 |
01.09.2016 | 9 918,1 | 10,4 |
01.10.2016 | 10 143,9 | 10,8 |
01.11.2016 | 9 797,7 | 10,6 |
01.12.2016 | 10 146,6 | 10,7 |
01.01.2017 | 10 234,2 | 10,8 |
01.02.2017 | 10 364,5 | 11,0 |
01.03.2017 | 9 835,0 | 10,6 |
01.04.2017 | 9 583,8 | 10,3 |
01.05.2017 | 9 891,8 | 10,5 |
01.06.2017 | 9 341,1 | 9,8 |
01.07.2017 | 9 562,8 | 9,6 |
01.08.2017 | 9 522,5 | 9,5 |
01.09.2017 | 9 346,5 | 9,2 |
01.10.2017 | 9 416,0 | 9,1 |
01.11.2017 | 9 200,8 | 8,7 |
01.12.2017 | 9 094,0 | 8,4 |
01.01.2018 | 9 175,6 | 8,5 |
01.02.2018 | 9 257,4 | 8,5 |
01.03.2018 | 9 246,5 | 8,5 |
01.04.2018 | 9 309,8 | 8,5 |
01.05.2018 | 9 437,4 | 8,3 |
01.06.2018 | 9 306,5 | 8,1 |
01.07.2018 | 9 255,8 | 8,1 |
01.08.2018 | 9 192,1 | 7,9 |
01.09.2018 | 9 548,8 | 7,9 |
01.10.2018 | 9 631,8 | 7,8 |
01.11.2018 | 9 568,1 | 7,7 |
01.12.2018 | 9 665,1 | 7,6 |
01.01.2019 | 8887,6 | 6,9 |
01.02.2019 | 8879 | 6,9 |
01.03.2019 | 8648,9 | 6,8 |
01.04.2019 | 8749 | 6,9 |
01.05.2019 | 8504,3 | 6,7 |
01.06.2019 | 9079,9 | 7,1 |
01.07.2019 | 8997,1 | 7,2 |
01.08.2019 | 9154,1 | 7,3 |
01.09.2019 | 8806,2 | 6,8 |
01.10.2019 | 8709,4 | 6,7 |
01.11.2019 | 8667,2 | 6,6 |
01.12.2019 | 8727 | 6,5 |