Государственным долгом Республики Беларусь считается совокупность всех текущих долговых обязательств страны. Это один из ключевых экономических показателей, дающих представление о состоянии национальной экономики и платежеспособности государства. Для получения объективной картины сумма государственного долга должна рассматриваться совместно с другими финансово-экономическими параметрами (валовой внутренний продукт, объем золотовалютных запасов и пр.). Общий госдолг Беларуси складывается из внешней и внутренней задолженности.

Дата Госдолг, всего Внешний госдолг Внутренний госдолг
млн. руб. % к ВВП млн. долл. США % к ВВП млн. руб. % к ВВП
01.01.2021 57 775,9 37,3 18 573,5 30,9 9 876,6 6,4
01.02.2021 59 708,0 38,2 18 307,7 30,7 11 628,3 7,5
01.03.2021 59 464,1 38,4 18 315,3 30,8 11 739,9 7,6
01.04.2021 59 320,6 37,9 18 122,9 30,4 11 762,5 7,5

Внешний долг

Под внешним госдолгом подразумевается общая задолженность государства и резидентов (промышленных предприятий, организаций, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами (нерезидентами). Он формируется за счет следующих источников:

  • кредиты в инвалюте, предоставленные Беларуси или ее резидентам со стороны других государств, зарубежных субъектов хозяйствования, международных организаций;
  • займы, полученные в результате размещения на международных финансовых рынках государственных ценных бумаг.
Дата Внешний государственный долг
млн. долл. США % к ВВП
01.01.2020 17132,5 26,5
01.02.2020 16925 26
01.03.2020 16854,2 25,8
01.04.2020 16633,8 25,5
01.05.2020 16640,1 25,7
01.06.2020 16790 26,2
01.07.2020 18038,4 28,4
01.08.2020 17771,8 28,2
01.09.2020 17745,7 28,4
01.10.2020 17574,9 28,5
01.11.2020 18121,1 29,7
01.12.2020 18150,9 30

Основными целями государственных займов, формирующих внешний долг, являются:

  • покрытие дефицита госбюджета, поддержка платежного баланса;
  • пополнение золотовалютных резервов;
  • импорт энергоресурсов, сырья;
  • реализация инвестпроектов;
  • проведение реформ.

Внешнее финансирование может привлекаться для реструктуризации имеющихся задолженностей, решения неотложных социальных или экологических проблем, а также с другими целями.

Структура внешнего госдолга

Сумма задолженности складывается из нескольких составляющих, доля которых в общей совокупности может меняться как в долгосрочном, так и в краткосрочном обозрении. Основные компоненты структуры внешнего госдолга:

  • задолженность промышленных предприятий, организаций, прочих субъектов хозяйствования;
  • обязательства Национального банка;
  • прямые инвестиции;
  • долги банковского сектора;
  • заимствования центральных органов госуправления.

Основная часть традиционно складывается из обязательств субъектов хозяйствования и центральных органов госуправления.

Динамика внешнего госдолга

Внешний госдолг РБ за последние три года возрос свыше, чем на 3 млрд. долларов. В октябре 2018 года данный показатель, выраженный в нацвалюте, достиг максимальной отметки за всю независимую историю Беларуси.

Дата Внешний государственный долг
млн. долл. США % к ВВП
01.01.2016 12 446,3 21,9
01.02.2016 12 416,3 22,2
01.03.2016 12 451,8 22,6
01.04.2016 12 974,3 24,1
01.05.2016 13 098,0 24,9
01.06.2016 13 084,1 25,4
01.07.2016 13 083,4 25,8
01.08.2016 13 293,3 26,7
01.09.2016 13 344,9 27,2
01.10.2016 13 424,1 27,4
01.11.2016 13 465,4 27,8
01.12.2016 13 518,0 28,0
01.01.2017 13 645,1 28,4
01.02.2017 13 549,3 28,0
01.03.2017 13 616,7 27,8
01.04.2017 13 579,9 27,4
01.05.2017 13 903,6 27,7
01.06.2017 13 922,7 27,4
01.07.2017 15 576,4 30,3
01.08.2017 15 596,3 30,1
01.09.2017 15 652,4 29,8
01.10.2017 16 301,3 30,8
01.11.2017 16 558,6 30,9
01.12.2017 16 553,5 30,5
01.01.2018 16 726,8 30,6
01.02.2018 15 776,3 28,5
01.03.2018 16 448,0 29,5
01.04.2018 16 422,1 29,1
01.05.2018 16 411,2 28,9
01.06.2018 16 394,8 28,7
01.07.2018 16 438,5 28,6
01.08.2018 16 547,8 28,4
01.09.2018 16 553,7 28,2
01.10.2018 16 543,7 28,0
01.11.2018 16 769,4 28,2
01.12.2018 16 797,1 28,1
01.01.2019 16894 28,2
01.02.2019 16707,4 27,9
01.03.2019 16681,2 27,8
01.04.2019 16609,4 27,6
01.05.2019 16671,7 27,6
01.06.2019 16611,7 27,4
01.07.2019 16689,8 27,4
01.08.2019 16500 26,8
01.09.2019 16574,3 26,7
01.10.2019 16528,1 26,4
01.11.2019 16561,8 26,1
01.12.2019 16596,2 26

В отдельные периоды времени отмечается незначительное сокращение внешних обязательств страны, но в целом задолженность увеличивается – даже при том, что привлекать зарубежные источники финансирования становится сложнее.

Источники погашения внешнего государственного долга

Экономическими властями страны принято решение увеличить долю недолговых источников в общей сумме средств, используемых для обслуживания внешних финансовых обязательств страны.

Значительная часть внешних долгов погашается за счет привлечения новых заимствований, в числе которых – транши ЕСФР, средства от размещения евробондов и пр. Также на обслуживание направляются пошлины от экспорта калийных удобрений, нефтепродуктов и нефти.

Внутренний государственный долг

Под внутренним долгом подразумевается задолженность государства резидентам – частным и юридическим лицам. Для компенсации бюджетного дефицита и других целей правительство страны регулярно привлекает финансы у субъектов хозяйствования и населения на условиях возвратности, платности и срочности.

Дата Внутренний государственный долг
млн. руб. % к ВВП
01.01.2020 8750,8 6,5
01.02.2020 8872,5 6,4
01.03.2020 9084,4 6,3
01.04.2020 10424,6 6,3
01.05.2020 9582,4 6,2
01.06.2020 9419,8 6,2
01.07.2020 9308,3 6,2
01.08.2020 9784,9 6,4
01.09.2020 10554 6,5
01.10.2020 10498,3 6,6
01.11.2020 10167,8 6,4
01.12.2020 9395,6 6,1

Внутренний долг – это денежная оценка долговых обязательств РБ, гарантированных Правительством Беларуси. Источники его формирования:

  • кредиты Нацбанка;
  • займы посредством ценных бумаг, эмитируемых от имени Совмина, Минфина или других уполномоченных институтов;
  • гарантийные обязательства Правительства.

Чем выше внутренний долг, тем сильнее кризисные тенденции в экономике. Однако для управления данным показателем может использоваться целый ряд эффективных экономических рычагов, в числе которых:

  • увеличение налоговой нагрузки на предприятия и население с целью пополнения бюджета;
  • сокращение бюджетных расходов для минимизации дефицита бюджета;
  • эмиссия денежных средств для проведения контролируемой инфляции;
  • реструктуризация задолженности путем рефинансирования имеющихся долгов.

Увеличение внутренней задолженности считается в экономике менее опасным явлением по сравнению с ростом внешнего долга.

Динамика внутреннего долга

Внутренний долг в РБ является относительно стабильным показателем и в течение нескольких последних лет варьируется в диапазоне 9-10 млрд. рублей. В немалой степени это обусловлено тем, что его прирост лимитируется Законом о бюджете на каждый финансовый год.

Дата Внутренний государственный долг
млн. руб. % к ВВП
01.01.2016 9 744,3 9,5
01.02.2016 10 345,5 9,2
01.03.2016 11 151,8 9,8
01.04.2016 10 100,7 9,6
01.05.2016 9 490,9 9,5
01.06.2016 9 397,3 9,4
01.07.2016 9 674,9 9,7
01.08.2016 9 372,9 9,5
01.09.2016 9 918,1 10,4
01.10.2016 10 143,9 10,8
01.11.2016 9 797,7 10,6
01.12.2016 10 146,6 10,7
01.01.2017 10 234,2 10,8
01.02.2017 10 364,5 11,0
01.03.2017 9 835,0 10,6
01.04.2017 9 583,8 10,3
01.05.2017 9 891,8 10,5
01.06.2017 9 341,1 9,8
01.07.2017 9 562,8 9,6
01.08.2017 9 522,5 9,5
01.09.2017 9 346,5 9,2
01.10.2017 9 416,0 9,1
01.11.2017 9 200,8 8,7
01.12.2017 9 094,0 8,4
01.01.2018 9 175,6 8,5
01.02.2018 9 257,4 8,5
01.03.2018 9 246,5 8,5
01.04.2018 9 309,8 8,5
01.05.2018 9 437,4 8,3
01.06.2018 9 306,5 8,1
01.07.2018 9 255,8 8,1
01.08.2018 9 192,1 7,9
01.09.2018 9 548,8 7,9
01.10.2018 9 631,8 7,8
01.11.2018 9 568,1 7,7
01.12.2018 9 665,1 7,6
01.01.2019 8887,6 6,9
01.02.2019 8879 6,9
01.03.2019 8648,9 6,8
01.04.2019 8749 6,9
01.05.2019 8504,3 6,7
01.06.2019 9079,9 7,1
01.07.2019 8997,1 7,2
01.08.2019 9154,1 7,3
01.09.2019 8806,2 6,8
01.10.2019 8709,4 6,7
01.11.2019 8667,2 6,6
01.12.2019 8727 6,5