Государственный бюджет Республики Беларусь является главным финансовым документом страны, разрабатываемым Министерством финансов совместно с заинтересованными ведомствами. Он составляется на основании бюджетного и налогового законодательства страны, основных направлений денежно-кредитной политики, прогнозных параметров социально-экономического развития, а также иных нормативных документов и исходных данных.
Бюджетная система Беларуси складывается из республиканского и местных бюджетов, первый из которых имеет статус закона, а остальные – утверждаются соответствующими решениями местных Советов депутатов.
Структура бюджета
Госбюджет состоит из доходной и расходной части. В первой из них отражаются все безвозвратные поступления, основными статьями формирования доходов являются:
- Налоги, уплачиваемые субъектами хозяйствования и гражданами страны в порядке, установленном законодательством. Они взимаются и центральными, и региональными органами власти.
- Неналоговые поступления. К ним относятся доходы от имеющегося в государственной собственности имущества, а также от внешнеэкономической деятельности.
- Безвозмездные поступления. Это доходы необязательного характера, которые могут поступать от международных институтов или иностранных государств, а также из других источников.
Наиболее значимой статьей дохода являются налоги, за счет которых формируется примерно 80% доходной части госбюджета.
Что касается расходной части бюджета, то важными статьями являются расходы на:
- оборону государства;
- социальные нужды;
- образование;
- здравоохранение.
Государство расходует деньги на оплату труда работников бюджетной сферы и силовых ведомств, на поддержку сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, проведение выборных кампаний и пр.
Дефицит и профицит
Суммы доходной и расходной частей бюджета в идеале должны быть равными – в этом случае он называется сбалансированным. Если доходы государства выше, чем его расходы, бюджет называют профицитным, в обратном случае – дефицитным. Превышение расходов над доходами не является критическим фактором, если это предусмотрено заранее, поскольку экономические власти страны предварительно определяют, за счет чего можно будет компенсировать бюджетный дефицит. Распространенными вариантами являются:
- привлечение заемных средств в виде кредитов;
- эмиссия государственных ценных бумаг;
- приватизация объектов госсобственности;
- привлечение прямых инвестиций.
Решения о механизмах компенсации бюджетного дефицита в течение финансового года принимаются соответствующими органами и согласовываются с руководством страны.
Бюджет РБ на 2021 год в цифрах
Отрасль/направление | млрд. руб |
---|---|
проект доходов | |
налоги на товары | 14,115 млн руб. |
внешнеэкономическая деятельность | 4,033 млн руб. |
доходы от использования имущества | 987 млн руб. |
налоги на доходы и прибыль | 988 млн руб. |
поступления от других бюджетов | 833 млн руб. |
другие налоги, сборы (пошлины) | 432 млн руб. |
поступления от иностранных государств | 533 млн руб. |
прочие неналоговые доходы | 818 млн руб. |
доходы от осуществления приносящей доходы деятельности | 474 млн руб. |
штрафы, удержания | 91 млн руб. |
проект расходов | |
государственная деятельность | 13,366 млн руб. |
национальная оборона | 1,463 млн руб. |
судебная власть, правоохранительная деятельность | 2,773 млн руб. |
охрана окружающей среды | 108 млн руб. |
жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 389 млн руб. |
здравоохранение | 1,668 млн руб. |
физическая культура, спорт | 508 млн руб. |
образование | 1,291 млн руб. |
социальная политика | 2,063 млн руб. |
В числе наиболее значимых статей расходов – поддержка национальной экономики: на эти цели предусмотрено выделить 3,2 млрд. руб., причем около 0,5 млрд. будет направлено в аграрный сектор.