Государственный бюджет Республики Беларусь является главным финансовым документом страны, разрабатываемым Министерством финансов совместно с заинтересованными ведомствами. Он составляется на основании бюджетного и налогового законодательства страны, основных направлений денежно-кредитной политики, прогнозных параметров социально-экономического развития, а также иных нормативных документов и исходных данных.

Бюджетная система Беларуси складывается из республиканского и местных бюджетов, первый из которых имеет статус закона, а остальные – утверждаются соответствующими решениями местных Советов депутатов.

Структура бюджета

Госбюджет состоит из доходной и расходной части. В первой из них отражаются все безвозвратные поступления, основными статьями формирования доходов являются:

  • Налоги, уплачиваемые субъектами хозяйствования и гражданами страны в порядке, установленном законодательством. Они взимаются и центральными, и региональными органами власти.
  • Неналоговые поступления. К ним относятся доходы от имеющегося в государственной собственности имущества, а также от внешнеэкономической деятельности.
  • Безвозмездные поступления. Это доходы необязательного характера, которые могут поступать от международных институтов или иностранных государств, а также из других источников.

Наиболее значимой статьей дохода являются налоги, за счет которых формируется примерно 80% доходной части госбюджета.

Что касается расходной части бюджета, то важными статьями являются расходы на:

  • оборону государства;
  • социальные нужды;
  • образование;
  • здравоохранение.

Государство расходует деньги на оплату труда работников бюджетной сферы и силовых ведомств, на поддержку сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, проведение выборных кампаний и пр.

Дефицит и профицит

Суммы доходной и расходной частей бюджета в идеале должны быть равными – в этом случае он называется сбалансированным. Если доходы государства выше, чем его расходы, бюджет называют профицитным, в обратном случае – дефицитным. Превышение расходов над доходами не является критическим фактором, если это предусмотрено заранее, поскольку экономические власти страны предварительно определяют, за счет чего можно будет компенсировать бюджетный дефицит. Распространенными вариантами являются:

  • привлечение заемных средств в виде кредитов;
  • эмиссия государственных ценных бумаг;
  • приватизация объектов госсобственности;
  • привлечение прямых инвестиций.

Решения о механизмах компенсации бюджетного дефицита в течение финансового года принимаются соответствующими органами и согласовываются с руководством страны.

Бюджет РБ на 2021 год в цифрах

Отрасль/направление млрд. руб
проект доходов
налоги на товары 14,115 млн руб.
внешнеэкономическая деятельность 4,033 млн руб.
доходы от использования имущества 987 млн руб.
налоги на доходы и прибыль 988 млн руб.
поступления от других бюджетов 833 млн руб.
другие налоги, сборы (пошлины) 432 млн руб.
поступления от иностранных государств 533 млн руб.
прочие неналоговые доходы 818 млн руб.
доходы от осуществления приносящей доходы деятельности 474 млн руб.
штрафы, удержания 91 млн руб.
проект расходов
государственная деятельность 13,366 млн руб.
национальная оборона 1,463 млн руб.
судебная власть, правоохранительная деятельность 2,773 млн руб.
охрана окружающей среды 108 млн руб.
жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 389 млн руб.
здравоохранение 1,668 млн руб.
физическая культура, спорт 508 млн руб.
образование 1,291 млн руб.
социальная политика 2,063 млн руб.

В числе наиболее значимых статей расходов – поддержка национальной экономики: на эти цели предусмотрено выделить 3,2 млрд. руб., причем около 0,5 млрд. будет направлено в аграрный сектор.