Факторинг – комплекс финансовых услуг для компаний, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Другими словами – это форма товарного кредита, при котором поставщик товаров получает оплату от фактора в срок, который короче предусмотренного контрактом.
Основные термины и понятия
В факторинговых отношениях принято выделять 3 взаимодействующие стороны:
- Фактор – организация, покупающая требования. Как правило, в роли фактора выступают банки или факторинговые компании.
- Кредитор – поставщик товара.
- Дебитор – покупатель товара.
В исключительных ситуациях в отношениях присутствует 4 звено – организация, предоставляющая площадку для осуществления сделки.
Как это работает?
На основании договора факторинговая компания кредитует поставщика, перекупая кратковременную дебиторскую задолженность. В процессе поступления платежных требований, по доставленной продукции предоставляется счет-фактура или иной платежный документ. Фактор рассчитывает стоимость денежного потока и предоставляет по требованию необходимую сумму.
Виды факторинга
- Открытого типа – разновидность кредитования, в соответствии с которым плательщику (должнику) направляется уведомление о том, что поставщиком (клиентом) произведена переуступка требования фактору.
- Скрытого типа – разновидность кредитования, при которой отсутствует информирование покупателя о заключении факторингового договора.
- С правом регресса – договор, на основании которого у банка присутствует право обратного получения денег в случае, когда дебиторская задолженность не погашается в установленный срок.
- Без права регресса – разновидность, при которой весь риск непоступления денежных средств за товар лежит на организации, предоставляющей факторинга.
- Международный – когда одна из сторон договора не является резидентом РБ.
Преимущества и недостатки факторинговых отношений
Кредитор:
- Улучшает свои финансовые показатели.
- Пополняет оборотные средства.
- Получает конкурентную привилегию наряду с прочими поставщиками.
- Не заключает договор залога или поручительства.
- Получает финансовые средства, собирая для этого минимальное количество документов.
Дебитор:
- Получает отсрочку платежа.
- Расширяет клиентскую базу.
- Увеличивает товарооборот.
Фактор:
- Зарабатывает на комиссии за оказанные услуг.
К недостаткам можно отнести высокий риск по операциям и высокая оплата за предоставляемый кредит.
Сфера применения
Субъектам малого и среднего бизнеса крайне предпочтительно заключение факторинга. Он имеет довольно обширную сферу использования: начиная от оплаты за поставленный товар в виде продуктов питания, продукции сельского хозяйства, медицинских препаратов, потребительских товаров, и заканчивая сферой грузоперевозок, туристических услуг и связи, экспортно-импортных перевозок.
Чаще прочих к услугам прибегают:
- Строительные фирмы.
- Оптовые продавцы отделочных материалов, мебели, автозапчастей, электрооборудования.
- Изготовители фармацевтической продукции.
- Организации по обрабатывающему производству.
Следует отметить, что факторинг – отличный инструмент для развития малого и среднего бизнеса, позволяющий довести финансовые ресурсы до запланированного экономического уровня.