Факторинг – комплекс финансовых услуг для компаний, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Другими словами – это форма товарного кредита, при котором поставщик товаров получает оплату от фактора в срок, который короче предусмотренного контрактом.

Основные термины и понятия

В факторинговых отношениях принято выделять 3 взаимодействующие стороны:

  • Фактор – организация, покупающая требования. Как правило, в роли фактора выступают банки или факторинговые компании.
  • Кредитор – поставщик товара.
  • Дебитор – покупатель товара.

В исключительных ситуациях в отношениях присутствует 4 звено – организация, предоставляющая площадку для осуществления сделки.

Как это работает?

На основании договора факторинговая компания кредитует поставщика, перекупая кратковременную дебиторскую задолженность. В процессе поступления платежных требований, по доставленной продукции предоставляется счет-фактура или иной платежный документ. Фактор рассчитывает стоимость денежного потока и предоставляет по требованию необходимую сумму.

Виды факторинга

  • Открытого типа – разновидность кредитования, в соответствии с которым плательщику (должнику) направляется уведомление о том, что поставщиком (клиентом) произведена переуступка требования фактору.
  • Скрытого типа – разновидность кредитования, при которой отсутствует информирование покупателя о заключении факторингового договора.
  • С правом регресса – договор, на основании которого у банка присутствует право обратного получения денег в случае, когда дебиторская задолженность не погашается в установленный срок.
  • Без права регресса – разновидность, при которой весь риск непоступления денежных средств за товар лежит на организации, предоставляющей факторинга.
  • Международный – когда одна из сторон договора не является резидентом РБ.

Преимущества и недостатки факторинговых отношений

Кредитор:

  • Улучшает свои финансовые показатели.
  • Пополняет оборотные средства.
  • Получает конкурентную привилегию наряду с прочими поставщиками.
  • Не заключает договор залога или поручительства.
  • Получает финансовые средства, собирая для этого минимальное количество документов.

Дебитор:

  • Получает отсрочку платежа.
  • Расширяет клиентскую базу.
  • Увеличивает товарооборот.

Фактор:

  • Зарабатывает на комиссии за оказанные услуг.

К недостаткам можно отнести высокий риск по операциям и высокая оплата за предоставляемый кредит.

Сфера применения

Субъектам малого и среднего бизнеса крайне предпочтительно заключение факторинга. Он имеет довольно обширную сферу использования: начиная от оплаты за поставленный товар в виде продуктов питания, продукции сельского хозяйства, медицинских препаратов, потребительских товаров, и заканчивая сферой грузоперевозок, туристических услуг и связи, экспортно-импортных перевозок.

Чаще прочих к услугам прибегают:

  • Строительные фирмы.
  • Оптовые продавцы отделочных материалов, мебели, автозапчастей, электрооборудования.
  • Изготовители фармацевтической продукции.
  • Организации по обрабатывающему производству.

Следует отметить, что факторинг – отличный инструмент для развития малого и среднего бизнеса, позволяющий довести финансовые ресурсы до запланированного экономического уровня.