Физическое лицо или субъект хозяйствования, у которого есть долги перед организацией, называют дебитором. Это понятие применимо не только для оформления товаров в кредит и рассрочку. Задолженность является активом предприятия до полного погашения. Затем она переходит в наличные финансы, средства на расчетных счетах.

Основные термины и понятия

  • Дебитор – частное лицо, организация, имеющая долг по договору.
  • Дебиторская задолженность – сумма долга, причитающаяся организации к возмещению.
  • Кредитор – сторона, требующая возмещения долговых обязательств, определенных в письменном соглашении с дебитором.
  • Договор – письменное соглашение о принятых обязательствах с исполнением в определенный период и на конкретных условиях.

Договорные обязательства, заключенные между дебитором и кредитором, на условиях платности и возвратности подлежат исполнению в конкретный срок. В качестве дебиторов может выступать группа лиц. Должники не могут самостоятельно изменить параметры соглашения, отказаться от выполнения, если это не оформлено в договоре.

В случае выполнения договорного соглашения должником, кредитор обязан его принять. Если должник уклоняется от принятых обязательств, кредитор имеет право обращаться в судебные организации для принудительного исполнения.

Переуступка требований третьему лицу допускается только кредитором. Без определения данного термина в договоре, должник самостоятельно перевести долг на третье лицо не имеет право.

Виды дебиторки

По видам образования различают:

  • За реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
  • По переплате в бюджет и внебюджетные фонды.
  • Задолженность за хозяйственные и командировочные расходы.
  • Авансы полученные.
  • Задолженность структурных подразделений.
  • Векселя предъявленные.

Дебиторкой также признаются начисленные комиссионные вознаграждения, арендные платежи. Глубокий анализ структуры дебиторов и дебиторской задолженности позволяет своевременно принимать меры для устранения и недопущения просроченных долгов.

Классификация

Дебиторскую задолженность подразделяют на краткосрочную (до 1 года) и долгосрочную. По исполнению обязательств классифицируют на:

  • Нормальную – срок оплаты по договорным обязательствам не наступил.
  • Просроченную – в заданный обязательством срок платежи не поступили. Наличие такой задолженности негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия. Для исполнения собственных производственных процессов необходимо будет привлечение заемных средств.
  • Сомнительную – у кредитора есть сомнения в возврате просроченной задолженности, дебитор скрывается от судебных решений. На успешное погашение влияет оперативность структурного анализа, своевременность принятия решения для скорого устранения долгов. При взыскании сомнительной задолженности большую роль играет профессионализм лиц, осуществляющих решение данной проблемы.
  • Безнадежную – невозможность взыскания в связи с ликвидацией или банкротством дебитора. Из названия понятно, что время безнадежно упущено. Можно попытаться принять еще какие–либо меры, обращенные на имущество должника. Но шансы приравнены к нулю, финансовые вложения не окупятся.

Для резидентов Республики Беларусь срок предъявления требований по взысканию равен 3 годам, для иностранных организаций – 4 года.

Своевременный возврат долгов дебиторов повышает эффективность производства, управление задолженностью должно свести к минимуму риск невозвратных обязательств.

Заключение

Благодаря решению проблем учета задолженности, анализу видов и классификации дебиторов, при четком соблюдении договорных обязательств можно предвидеть и своевременно принять меры, способствующие успешному завершению договорных отношений.

Нормальная дебиторская задолженность – это актив предприятия, приток финансовых средств на расчетные счета. Высокая оборачиваемость необходима для стабильной работы и процветания организации. Разработка планирования успешных бизнес–процесса состоит в том, чтобы найти оптимальную грань между задолженностью и сроками ее исполнения.