BelToll – система платных дорог, работающая в Республике Беларусь. Правовой основой для взимания средств за проезд по таким трассам является президентский Указ № 426, датированный 27.09.2012 г. В декабре 2018 года протяженность платных участков составляет более 1,7 тыс. км.

Актуальная информация о сети платных автодорог всегда доступна на сайте БелТолл. Карту в распечатанном виде можно получить при въезде в РБ в пунктах пропуска автомобилей. О приближении к участкам водителя информирует дорожный знак 5.42, а о предстоящем съезде с них – знак 5.43.

Карта платных дорог

Карта платных дорог РБ

Кто должен платить

Пользоваться системой должны:

  • водители легковых машин и микроавтобусов весом до 3,5 т, зарегистрированных вне Таможенного союза;
  • водители тяжелых внедорожников, «домов на колесах», грузовиков, автобусов и иного автотранспорта весом от 3,5 т;

При этом действует гибкая система тарификации: расценки варьируются с учетом количества осей и веса конкретного транспорта.

Стоимость проезда по платным дорогам

Транспортное средство Стоимость (евро/км)
Транспортные средства с общей массой до 3.5 тонн включительно 0,04
Транспортные средства с общей массой более 3,5 тонн (2 оси) 0,09
Транспортные средства с общей массой более 3,5 тонн (3 оси) 0,115
Транспортные средства с общей массой более 3,5 тонн (4 оси) 0,145

Для стандартной легковой машины тариф – 0,04 евро за 1 км. Если на таком автомобиле проехать всю Беларусь по брестской трассе (М1/Е30), общая сумма составит 24,4 евро.

Как и где платить

Процесс максимально автоматизирован, но предварительно нужно зарегистрироваться в BelToll. Алгоритм действий:

  • обратиться в любой пункт обслуживания BelToll (информация о них представлена на сайте системы, они есть возле автомобильных погранпереходов, на некоторых автозаправках, в областных центрах);
  • заключить контракт, получить под залог считывающее устройство (нужно внести 20 евро, которые будут возвращены при выезде из страны и сдаче прибора) и установить его на лобовое стекло;
  • пополнить баланс (необходимую сумму подсчитают специалисты BelToll).

Пополнить счет можно:

  • наличными (в белорусских рублях);
  • банковскими картами Visa, MasterCard и Белкарт;
  • топливными картами (Белоруснефть, Берлио, Eurowag, Е100, euroShell, DKV Euro Service, ПЭК "Белавтострада)

После этого можно выезжать на трассу. Плата будет списываться с баланса автоматически при каждом проезде через находящиеся на дороге рамки, причем снижать скорость, менять полосу движения или предпринимать иные действия не требуется.

Что делать, если устройство не работает

При каждом срабатывании устройство должно однократно «пикнуть». Если этого не произошло, либо было издано более одного сигнала – нужно остановиться и выяснить причину (продолжать движение нельзя). Если прибор неисправен – его придется заменить. Иногда он не срабатывает по причине наледи на лобовом стекле, либо из-за помех со стороны дополнительных технических устройств (например, системы обогрева стекла).

Рекомендуется сразу позвонить в службу техподдержки и зарегистрировать свое обращение по поводу возникших проблем, после чего обратиться в ближайший пункт BelToll.

Что будет, если не платить

Фиксируется два вида нарушений: полная и неполная оплата. В первом случае имеется в виду использование устройства, не соответствующего количеству осей или типу транспортного средства. Во втором – его отсутствие, неработоспособность или неправильная эксплуатация.

За нарушение платится увеличенная сумма. Если зафиксирована неполная оплата, за авто весом до 3,5 т нужно внести 50 евро, более 3,5 т – 130 евро. В втором случае данные суммы увеличиваются вдвое.

Если покинуть страну, не погасив задолженность, она будет истребована при попытке следующего въезда (пусть даже через несколько лет), но при этом значительно увеличится за счет пени.

Как не платить и избежать наказания

На законном основании сбор не платят водители мопедов, мотоциклов, и следующих транспортных средств:

  • задействованных для обеспечения правопорядка либо обороноспособности;
  • курсирующих по установленным маршрутам при осуществлении городских перевозок людей;
  • оперативного назначения;
  • используемых для оказания медпомощи, доставки гуманитарных грузов, ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • самоходных машин и колесных тракторов, зарегистрированных в РБ.

Избежать уплаты можно объехав платные участки по другим дорогам. Маршрут выбирается по карте – но следует учитывать, что во многих случаях придется проехать немалое дополнительное расстояние, а объездные дороги могут оказаться некачественными (с разбитым асфальтом, грунтовым покрытием и т. п.).